• Приглашаем посетить наш сайт
    Дмитриев (dmitriev.lit-info.ru)
  • Певец ледяной пустыни (Ив. Новгород-Северский)

    Певец ледяной пустыни

    Ив. Новгород-Северский: «Арктика», «Тундра», «Чум», «Айсберги», «Шаманы».

    Что такое искусство? Создание нового, обогащающего душу, дающего радость художнику и нам, воспринимающим его творения. Радость родится в душе переполненной: душа пустая радости не родит. Радость творчества – вдохновение. Это Пушкин определяет так:

    …Постойте! Наперед узнайте, чем душа
    У вас наполнена, – прямым ли вдохновеньем,
    Иль необузданным одним поползновеньем…

    Творческая сила – чудесна: она показывает новое, найденное художником, до творческого акта как бы не бывшее. Мы знаем тундру – по учебнику географии: унылая, бесконечная равнина; зимой – снеговая пустыня, летом – мхи, лишаи, березка-стланка. Там бывают северные сияния-сполохи, живут в чумах самоеды, тунгусы, пасут оленей, охотятся, – скучное, однообразное бытие. А поэт-художник видит не это, географическое, а новое, таинственно преломленное его душой, живое. И пропоет о нем. И нам покажет. И мы получим, вместо унылости и скуки тундры, радость. Так было со мной. Я прочитал и не раз перечитал эти шесть книжек-тетрадок, по 16 страничек в каждой. И увидал – новое и родное. Увидал – всеобщее, ибо красота Божьей природы – для всех. Унылая тундра открыла чуткой душе поэта редкую красоту и в красоте – Творца.

    Блестит снегов наряд порфирный,
    Он весь в алмазах, жемчугах, –
    Как будто Дух благой, надмирный,
    Мне небо разостлал в ногах.

    В этих книжках нет слова – «Россия». Но ее чувствуешь в безмерности снеговой пустыни: это от нее веет крепким морозным воздухом, простором, осыпает снеговой пылью в бешеном беге-лете… пусть не коней – оленей:

    От собашных самоедов
    Еду к югу, к оленным,
    Тороплюсь по волчью следу
    На тепло, на дальний дым.
     
    Любо нартам расписным
    В снежном бисере купаться,
    Как лебедке отряхаться,
    Видеть месяц молодым.
     
    Красоваться перед ним
    Нашей волей, нашим духом,
    Тем, что птицею летит.

    Читая, чувствуешь себя в полете: это полет души поэта передался нам, и мы мчимся, в очаровании. Вот она власть таланта.

    В стихах Новгород-Северского не только пейзаж, картинки жизни тунгусов: в них и духовная углубленность, чувство благоговения, общения с Высшим.

    Сполох горит негреющим огнем.
    Но в сердце теплота, душа согрета чем-то.
    Я в тундре не один:
    Великий Властелин
    Зажег огни
    И светит мне зачем-то!..
    Да как сказать… зачем?
    Мне нужен этот свет,
    Как птице, зверю, самоеду…
    Сполох горит уж много-много лет…
    Ведь не один я тундрой еду…

    Или еще:

    Найди-ка след прошедших кораблей
    В бродячих льдинах бухты очертанья…
    В угасшем небе только Водолей
    Плеснул ковшом над кораблем скитанья…
    Его струя мне душу леденит:
    Но нет… звезда, блеснув, как полымя горит
    И сердцу говорит об огненном и вечном.

    Эта углубленность, насыщенность – «от духа» – ценнейшее свойство поэзии вообще; оно воспитывает душу читателя. И этого ценнейшего много в стихах Новгород-Северского. Он – от лучших истоков русской поэзии: идет от Пушкина, от Тютчева… У него есть и светлая простота, и чувствование человеческого примитива. Смотрите, как передает он религиозную простоту дикаря, и сколько в этом прелести! Вот тунгусская песенка:

    Голубые божки
     
    Божки нанизаны на голубую нитку,
    А это значит – на небе живут,
    И ходят в небе голубой тропинкой.
     
    Божки нанизаны на голубую нитку.
    А это значит, что они пасут
    Оленей в небе с голубою спинкой.
     
    Божков возьми за голубую нитку,
    Повесь на шею – будешь голубым…
    И легким-легким… словно дым!

    У Новгород-Северского не только богатая палитра для изображений внешнего – торосов, ледников, айсбергов, сполохов, творящих розы в льдах. У него богатство внутреннего содержания. Например, стихотворение «Мысль».

    …Олени вихрем мчатся,
    Ну где постичь, куда за ней угнаться!

    И редкая душевность, детскость – подлинного поэта свойства:

    У камелька сидит старушка с детворой,
    И льются ручейком седые сказки.
    Они привыкли. Знают каждый звук,
    А волк не смеет к чуму приближаться
    И путать сказки, портить их досуг

    Поэзия Новгород-Северского – светлая, бодрая. Она – в здоровом русле русской поэзии, – пушкинское приятие жизни. Вот, «Олень смарагдовый»:

    Олень смарагдовый приснился:
    Был золотым он в блеске дня,
    Полярный снег под ним искрился,
    Олень, на молнию похожий,
    Чуть-чуть касавшийся земли.
    И стук копыт, с громами схожий,
    И глас я слышал: – «Мне внемли:
    Над тундрой звонкой поднимись,
    И к звездам жарким с песней новой
    Оленем солнечным взметнись».

    Я привел ряд стихотворений: в них говорит сам поэт, я ничего не внушаю читателю. Я хотел бы привести еще и еще, отметить другие стороны его пенья. Но не стану задерживать читателя: он, если сердце его открыто, сделает это сам, прочтя эти «полярные» тетрадки. Для меня ясно, что перед нами – подлинный талант. И он растет. Последняя книжечка «Шаманы» – самое совершенное в творчестве Новгород-Северского. Этот экстаз-полет, это заклинание весны – прекрасны; тут сказался вкус поэта к образу:

    Спешили за солнцем, встречали весну.
    От них убегали седые туманы,
    С зимой отходили ко сну.

    «Седые», «глухие», «слепые»… – точные определения дряхлости, конца… Я не говорю о форме. Да, есть погрешности, «соринки», ошибки в стихосложении, – это легко преодолевается. Мы знаем безупречные стихи многих поэтов… не вдохновения, а лишь поползновения: этот пустоцвет так и останется пустоцветом. А тут – подлинное творчество большого таланта-дара.

    (Парижский вестник. 1943. 23 окт. № 71. С. 6)

    Раздел сайта: